30 ноября 2015

Витамин Д: профилактика рака в новом свете

SATURDAY GLOBE AND MAIL, Мартин Миттельштедт 
28 АПРЕЛЯ 2007  1ч 20 мин по Восточному Поясному Времени

Уже десятилетия ученые задаются вопросом: почему в развитых северных странах случаи заболевания раком встречаются во много раз чаще, чем в развивающихся странах, и многие обвиняют в этом опасные загрязняющие вещества, которыми промышленные предприятия отравляют окружающую среду.

Однако результаты исследования витамина Д предлагают возможный ответ на эту медицинскую загадку, а вместе с тем и противоречащую общественному мнению идею: раковые и другие заболевания в богатых странах вызываются в основном не загрязняющими веществами, а дефицитом витамина Д, нехватка которого заметно реже встречается или отсутствует в бедных странах.

По словам профессора Отделения наук о питании в Университете Торонто и одного из всемирно известных экспертов в области изучения витамина Д Рейнхольда Вита те, кто пытаются заклеймить загрязняющие вещества в качестве основного фактора, вызывающего рак в западных странах, заняты поиском “несуществующего призрака”. В действительности самым опасным фактором, по его утверждению, “является, вероятнее всего, недостаток витамина Д”.

Более того, исследователи называют низкий уровень витамина Д в качестве причины других серьезных заболеваний — таких, как рассеянный склероз, ювенильный диабет, грипп, остеопороз и переломы костей у пожилых людей.

В основном люди получают жизненно необходимое количество витамина D не с едой, а во время воздействия солнечного света на тело

Элизео Фернандез, “Рейтер”

Не все еще готовы примкнуть к движению популяризации высказанной выше идеи. Тот факт, что курение и некоторые загрязняющие вещества, такие как бензол и асбест, приводят к развитию многих видов рака, неопровержим.

Но, возможно, самая потрясающая новость о воздействии витамина Д только еще готовится выйти в свет. В июне ученые США впервые объявят о том, что профилактика рака напрямую связана с присутствием “солнечного” витамина в организме. Их данные в полной мере можно назвать поразительными.

Четырехлетний клинический эксперимент, в котором принимали участие 1200 женщин, показал, что в группе тех, кто принимал этот витамин, количество заболеваний раком было снижено на 60% по сравнению с не принимавшими его: снижение настолько значительное (воздействие на рак в два раза большее, чем противоположное влияние, приписываемое курению), что кажется опечаткой в данных.

В наш век высокозатратных медицинских находок данные цифры кажутся еще более значимыми, поскольку были достигнуты за счет отпускаемых без рецепта добавок, которые обходятся в мизерную сумму в день.

Один из исследователей, совершивших это открытие, профессор медицины Роберт Хейни из Крейтонского университета в Небраске, полагает, что дефицит витамина Д может являться причиной стольких многих болезней помимо рака, что почти все данные по заболеваемости в Канаде и США будут нуждаться в пересмотре. “Мы не сможем реально оценить положение дел с заболеваемостью в Северной Америке, – говорит он – пока не упорядочим данные об эффекте витамина Д”.

Солнечный витамин

Десятилетиями отношение к витамину Д в мире пищевых добавок было не очень серьезным. И большинство канадцев не спешат изменить свое отношение к нему, поскольку предполагается, что единственное его действие — это профилактика детского рахита, т.е. болезни, истощающей кости. Но можно сказать, что дни такого неуважительного отношения уже сочтены. Если дефицит витамина Д будет признан основной причиной возникновения рака и других серьезных заболеваний, то это будет подобно поджогу запала бомбы, взрыв которой приведет к пятибалльному пожару на медицинском фронте Канады.

Канадцы находятся в группе риска людей с недостаточным уровнем витамина Д по многим причинам. Это, например, особенности географического положения, современного уклада жизни, а также позиция самих органов здравоохранения страны, которые непреднамеренно, а, возможно, и с самыми благими намерениями сыграли роль в создании дефицита этого витамина.

Здравоохранительные органы причастны к данному процессу, поскольку основной способ, которым люди получают необходимый уровень витамина Д — это воздействие солнечных лучей, а не поступление витамина с пищей. Люди получают витамин Д во время попадания ярких солнечных лучей на открытую кожу. По несчастливому совпадению сильные солнечные лучи, способные активизировать образование витамина Д — это тот же самый ультрафиолетовый свет (UVB), являющийся причиной ожогов кожи и, со временем, рака кожи.

Для создания достаточно большого количества витамина Д в организме необходимо всего лишь кратковременное предъявление всего тела ярким солнечным лучам — от 10 до 15 минут в день. Но большинство здравоохранительных структур, включая федеральные структуры Канады, до сих пор убеждали в необходимости избегать сильных солнечных лучей или — в качестве альтернативы, — обильно наносить солнцезащитные средства на кожу. При следовании этим рекомендациям в обоих случаях почти полностью блокируется синтез витамина Д.

В ОСНОВНОМ ЛЮДИ ПОЛУЧАЮТ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ВИТАМИНА D НЕ С ЕДОЙ, А ВО ВРЕМЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА ТЕЛО

Принимавшие участие в изучении витамина Д ученые говорят о том, что следование совету “прятаться от солнца” привело к неразумной необратимой подмене: те, кто избегал солнечных лучей, заменял преимущество понижения риска заболеть раком кожи — болезнь, которая легче диагностируется и лечится, и редко приводит к летальному исходу — на повышенный риск заболеть такими страшными опасными видами рака, как рак груди, простаты и толстой кишки, вызываемыми недостатком витамина Д.

Заблуждения, к которым привели упоминавшиеся ранее рекомендации, достигли “поистине поразительных размеров”, как заявляет Джон Каннелл, глава Совета по изучению витамина Д – некоммерческой организации, обосновавшейся в Калифорнии.

Полторы тысячи американцев умирают [от рака кожи] ежегодно. Полторы тысячи американцев умирают от более серьезных раковых заболеваний ежедневно

 

Федеральные здравоохранительные органы Канады отрицают, что их рекомендации могут быть опасными. В распространенном по электронной почте заявлении они сообщают, что большинство людей не наносят солнцезащитные средства обильным слоем, оставляя некоторые участки кожи открытыми, и что того времени, которое люди проводят вне помещений без нанесения защищающих кожу средств, вполне достаточно для создания адекватного количества витамина Д.

Однако Канадское общество борьбы с раковыми заболеваниями в прошлом году без особой шумихи внесло изменения в свои рекомендации, признав, что в ограниченном количестве солнечный свет необходим для производства достаточного уровня витамина Д.

Избегание наиболее яркого солнечного света не приводило бы к серьезным последствиям, если бы не еще одна причина: основным фактором, определяющим, являются ли солнечные лучи достаточно сильными для образования витамина Д служит географическая широта. Место ближе к северу в этом отношении оказывается плохим, на юге — лучше, а около экватора — самым лучшим.

Канадцы вытянули короткую соломинку во всемирной лотерее по выбору широты: с октября по март солнце слишком слабое для производства витамина Д. В это время наши тела опустошают запасы, сделанные в течение летнего сезона и при употреблении определенных продуктов и добавок.

Согласно правительственным указаниям, такие виды продуктов как молоко и маргарин, должны иметь небольшое дополнительное количество витамина Д для профилактики рахита.

Другие виды пищи — например, лосось — изначально содержат некоторое количество этого витамина, также как и рыбий жир, который обычно давали детям до того, как появилось обогащенное молоко. Но количество витамина, поступающего с пищей, ничтожно мало по сравнению с тем, сколько его необходимо для профилактики рака, а также с тем, сколько человеческая кожа способна его произвести.

Уровень витамина Д в организмах канадцев понизился также вследствие изменения их образа жизни. В отличие от предыдущих поколений, работавших в основном на фермах или выполнявших другие виды работ на открытом воздухе, большинство современных людей проводит мало времени вне помещений.

По оценкам одного из исследований 2001 года, привязанные к своим офисам и домам канадцы и американцы проводят 93% от всего времени бодрствования или в помещении, или в машине. В обоих случаях поступление ультрафиолета блокируется.

Как следствие, уже к середине зимы большинство канадцев истощают свои запасы витамина Д. “У нас у всех небольшое нарушение нормы витамина Д” – отмечает д-р Вит, изучивший показатели канадцев с помощью обычных анализов крови.

Какое количество витамина D можно считать достаточным?

Действительно, вопрос о том, сколько витамина Д необходимо для оптимального состояния здоровья, является предметом интенсивных научных исследований.

Доктор Вит попытался решить проблему, найдя ответ на вопрос: Какой уровень витамина Д имели бы люди, если бы они все еще жили на открытом воздухе, в местности около экватора с ярким солнцем, доступным в течение круглого года? “Представьте себе человека, живущего нудистом в местности на юге Флориды”, – говорит он.

По его подсчетам, человек в естественных природных условиях имел от 125 до 150 наномолей/литр витамина Д в своей крови на протяжении всего года — уровень, достижимый сейчас только в течение нескольких месяцев в году небольшой частью взрослого населения в Канаде, а именно людьми, проводящими много времени на солнце: фермерами или спасателями.

У остальной части населения уровень витамина Д обычно бывает ниже, радикально снижаясь зимой. Во время зимнего тестирования служащих офисов в Торонто д-р Вит обнаружил, что средний показатель оказался всего лишь около 40 наномолей/литр, что составляет от 1/3 до того количества, которое присутствовало в крови людей, живущих вдали от цивилизации.

Растущий поток неожиданных результатов в исследованиях благотворного воздействия витамина Д может также повлиять и на рекомендации в области режима питания. Федеральные здравоохранительные органы Канады заявили, что в свете новых находок они намереваются рассмотреть необходимость изменения рекомендаций по уровням питания, хотя произойти это может, вероятно, через несколько лет.

Объединенная канадско-американская группа ученых в области охраны здоровья изучала уровень витамина Д у людей в последний раз в 1997 году и пришла к выводу, что относительно низкое количество этого витамина в крови было нормой. В то время уже существовало предположение о противораковом воздействии витамина Д, но доводы, позволяющие сделать окончательное заключение, появились лишь позже.

Необходимо провести всесторонний обзор, и он уже запланирован

Генеральный директор Отделения режима питания федеральной службы Мэри Буш

Но по словам г-жи Буш, правительство не намерено предпринимать поспешных шагов из-за опасения появления непредвиденных рисков, связанных с большим количеством витамина Д в организме. Однако ученые, обеспокоенные низким уровнем витамина Д, считают позицию правительства слишком консервативной – осторожность правительства сама по себе может стать угрозой здоровью.

С целью обеспечения необходимого для профилактики рака количества витамина Д в случае его поступления через продукты питания людям нужно выпивать около трех литров молока в день, что нереально.

Если здравоохранительные органы согласятся с результатами новых исследований, им придется приказать значительно увеличить обогащение пищевых продуктов или рекомендовать употребление пищевых добавок для того, чтобы изменить тенденции заболеваемости. Как оказалось, доза в 400 ЕИ (единиц иммунитета), присутствующая в большинстве мультивитаминов, недостаточна для эффективной борьбы с раковыми заболеваниями.

Д-р Вит отметил, что в новых рекомендациях необходимо также отразить расовые и культурные факторы, влияющие на уровень витамина Д. Чернокожие люди, уроженцы юга Азии, а также женщины, носящие чадру, подвергают себя более высокому риску дефицита витамина Д, чем люди с белой кожей.

Хотя у человечества накопился богатый культурный багаж по вопросам оттенков кожи, именно через ее цвет природа разобралась с превратностями высокого или низкого уровня витамина Д в зависимости от географической широты.

У людей с очень темной кожей, чьи предки жили в тропической, легкой для проживания зоне, пигментация препятствует проникновению большего количества солнечных лучей, активизирующих образование витамина Д; в северных широтах им требуется больше солнечного света – зачастую в 10 раз больше – для создания такого же количества витамина Д, как у белокожих людей.

По мнению д-ра Вита, крайне важно довести информацию о необходимости дополнительного количества этого витамина до растущего не-белого населения Канады во избежание появления высоких показателей заболеваемости в этой группе.

Ожидания ученых от результатов исследования витамина D

Исследователи подозревают, что витамин Д играет решающую роль для профилактики таких не связанных между собой заболеваний, как рак и остеопороз, потому что данный химический элемент возник в древние времена в процессе эволюции животных в качестве способа индикации (сигнализации) клетками того факта, что они подверглись воздействию солнечного света.

И хотя живые существа значительно изменились с тех пор, почти все клетки, даже на самом глубоком уровне, сохранили эту первоначальную систему цветового сигнала.

Внутри тела витамин Д преобразуется в стероидный гормон, и гены, реагирующие на этот процесс, играют ключевую роль в восстановлении поврежденных клеток и обеспечении здорового состояния клеток. Д-р Каннелл из Совета по изучению витамина Д отмечает: “Нет лучшего противоракового средства, чем активный витамин Д. Я имею виду, что он выполняет все, чего бы вам хотелось”.

Некоторым может показаться, что эта история с “солнечным” витамином слишком хороша, чтобы быть правдой, особенно, если учитывать всё то количество предыдущих случаев появления “излечивающих всё” витаминов, не оправдавших возложенных на них надежд и потерпевших неудачи. Однако д-р Каннелл принимает данный факт во внимание: “Поприще современной медицины завалено ничего не стоящими заявками о находках витаминов-панацей, чудесные качества которых так и не проявились”.

Но огромное различие состоит в том, что витамин Д, в отличие от других витаминов, превращается в гормон, что делает его намного более биологически активным. А также, по мнению д-ра Каннелла, “он действует независимо в сотнях тканей вашего тела”.

Ссылаясь на слова Лайнуса Полинга, известного американского ученого, сторонника использования в качестве средства от многих болезней витамина С, д-р Каннелл говорит: “В сущности, Лайнус Полинг был прав – он ошибся всего лишь в одной букве”.

© авторское право 2008 год CTVglobemedia Publishing Inc. Без права переиздания.

Сайт globeandmail.com и издание The Globe and Mail являются подразделениями CTVglobemedia Publishing Inc., 444 Front St.W., Toronto, ON Canada M5V 2S9